arhimed-67 | Дата: Суббота, 28.12.2013, 22:45 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 3
Статус: Offline
| История города Шумихи
Город Шумиха - третий по величине город в Курганской области. Своим появлением Шумиха обязана строившейся в 90-х годах 19-го столетия Западно-Сибирской железной дороги, на которой было определено место для железнодорожной станции. Так в 1892 году появился новый населенный пункт. Свое название станция получила, как утверждают старожилы, от камыша, шумевшего на здешних болотах, особенно осенью. При станции образовался поселок в 50 домов с торгово-промышленными целями. Богатый земледельческий район дает ежегодно свыше 200000 пудов груза, преимущественно хлеба, для отправления на запад, отчасти сало, мясо, масло и пеньку». Постепенно Шумиха разрасталась, в ней появились две начальные школы - железнодорожная и платная поселковая, один небольшой фельдшерский пункт, железнодорожный клуб. В поселке находились три мельницы, салотопный, мыловаренный и кожевенный заводы, церковь, несколько кабаков и элеватор на полмиллиона пудов хлеба. Железная дорога, проходящая по территории района, связывает его с г. Челябинском и областным центром г. Курганом. Шоссейные дороги связывают Шумиху с райцентрами Мишкино, Юргамыш, Щучье, Целинное, Альменево, Шадринск, городами Курган и Челябинск. Все центральные усадьбы хозяйств и многие населенные пункты связаны с райцентром дорогами с твердым покрытием. Общая протяженность автодорог общего пользования — около 400 километров, из них с твердым покрытием — около 320 километров. Основными направлениями деятельности района являются сельское хозяйство и промышленность. Хозяйства, предприятия района производят и вырабатывают конкурентоспособные на уровне области продукты и товары: зерно, картофель, мясо, молоко, масло; игло-роликовые подшипники - продукция машиностроительного завода. В районе 42 промышленных предприятия, из них наиболее крупные: машиностроительный завод, мясокомбинат, завод подшипниковых иглороликов, масломолкомбинат, АО «Хлеб», межрайонная типография, хлебоприемное предприятие, элеватор. Есть предприятия, обслуживающие сельскохозяйственное производство и население: ремонт сельскохозяйственной и бытовой техники, коммунальное, дорожное, транспортное хозяйство, потребкооперация, гостиница и другие. Машиностроительный завод, ранее специализировавшийся на изготовлении оборудования животноводческих ферм, охладителей молока, ныне перепрофилировался на изготовление запасных частей для нефтегазового оборудования. Завод подшипниковых иглороликов, чья продукция шла по всей стране и в ряд стран дальнего зарубежья, снизил объемы, однако продолжает выпускать свободные игольчатые ролики для автомобильного и тракторного машиностроения, оборонной промышленности. Мясокомбинат, маслокомбинат и ряд других перерабатывающих производств (хлебоприемное предприятие, элеватор) обеспечивают население мясными, молочными продуктами, хлебобулочными, макаронными изделиями и другими продуктами питания. Внешний рынок находится в стадии формирования. На производимую в районе продукцию имеется спрос за его пределами, в частности, в Тюменской, Челябинской и Свердловской областях. В Шумихе - 14 садоводческих товариществ. Самые крупные - «Мичуринец», «Пищевик», «Железнодорожник». Более 2 тысяч горожан являются владельцами загородных участков. Сады расположены за Маевкой, в районе мясокомбината, в южной части города. В городе Шумиха находится 4 школы, одно профтехучилище. Есть Дом детского творчества, детско-юношеская спортивная школа, тяжелоатлеты которой становятся призерами многих престижных соревнований, в том числе и весьма высокого уровня. Национальный состав: основное население - русские, около 1200 - татары, 200 - башкиры, а также украинцы, белорусы, казахи, немцы и т. д. В годы Великой Отечественной войны свыше 13 тысяч наших земляков ушли на фронт защищать Родину. Более 5 тысяч сложили свои головы. В их память в Шумихе открыт мемориал. Земля Шумихинская дала стране двух дважды Героев Советского Союза - Сергея Ивановича Грицевца и Кирилла Алексеевича Евстигнеева. Героем Советского Союза стал Петр Григорьевич Агеев. Все они - военные летчики.
Ещё немного истории Шумиха была основана летом 1892 г. как станция строившейся Западно-Сибирской железной дороги. Свое необычное название будущий город получил, как утверждают старожилы, от камыша, в изобилии произраставшего на здешних болотах и шумевшего даже от легкого дуновения ветра. По другой версии, так в конце XIX в. называлось озеро в 4 км южнее станции. До строительства железной дороги в Сибирь на месте нынешнего города располагались земельные наделы крестьян Каменского сельского общества. В лесах росли вековые деревья березы, тополя, осины, а по низу - боярышник, калина, смородина, черемуха, вишня. Густые леса окружали и местные озера - Чистое, Крутобереговое, Кур-табыз, Лебяжье, Банникове Шумиха строилась как станция 4-го класса с оборотным депо и отдельным пассажирским зданием. Все станционные постройки были деревянными на каменном фундаменте, крытые железом. Внутри - отштукатурены, отмеблированы, снабжены огнегасителями, приборами для освещения и взвешивания. Укладке путей предшествовал колоссальный труд изыскательской партии, начальником которой был Н. Г. Гарин-Михайловский, выпускник Петербургского института инженеров транспорта, известный писатель. Ему принадлежат эти строки, написанные в конце 19 в.: «Сюда, на Восток, приходили наши предки искать славы. Прошли века и мы пришли докончить великое дело. Проведением дороги мы эти необъятные края сделаем достоянием русской земли». Чтобы найти наиболее приемлемый профиль дороги, изыскатели рассмотрели сотни различных вариантов. Так, при первой визировке местности в районе станции Шумиха линию хотели провести севернее села Каменное, потом южнее - на Кушму. Желание достичь наименьшей стоимости строительства было определяющим. В итоге в альбоме исполнительных чертежей дорога приняла очертание, близкое к современному. От Челябинска на Курган железнодорожная линия направлялась параллельно границе Челябинского и Шадринского уездов, делая отклонения лишь для обхода встречающихся глубоких долин, озер, займищ и болот. Благодаря особенностям рельефа такой вариант позволял ограничиться при постройке небольшим количеством земляных работ, что удешевляло строительство. Население в районе дороги было немногочисленным, в среднем не более двух человек на квадратную версту. При проектировании линии экономисты едва натягивали 11 млн. пудов возможных грузов. Строили в уверенности, что она не скоро выйдет на этот уровень. Согласно проекту предполагалось построить на расстоянии 40-50 верст друг от друга станции Чернявскую, Чумляк, Шумиху, Мишкино, Зырянку, а между ними разъезды Козыреве Пивкино, Чистое, что соответствовало пропускной способности дороги в 4-6 пар поездов в сутки. Для сокращения затрат было допущено некоторое облегчение технических требований: полотно строилось в один путь, насыпи решили делать уже, чем на других дорогах, шпалы устанавливать в меньшем количестве на версту. Разрешалось там, где это возможно, устройство деревянных мостов вместо металлических, при этом неизменным оставалось требование хорошей и прочной постройки. Из-за краткости лета рабочий период, исключая праздничные и дождливые дни, составлял не более четырех месяцев в году. Недостатка в рабочих не было, так как 1982 год выдался неурожайным и пострадавшие от засухи крестьяне шли на тяжелые земляные работы целыми семьями. Железная дорога давала гарантированный заработок, но громадное стечение людей, - как отмечала газета «Екатеринбургская неделя», - привело к страшному понижению оплаты труда -до 40 копеек рабочему со своей лошадью в день. С наступлением холодов стройка опустела. К укладке железнодорожного пути приступили в середине мая 1893 г. Технически сложной операцией на участке Чумляк-Мишкино руководил начальник второй дистанции инженер Виктор Иванович Кенге, местом постоянного проживания которого стала Шумиха. Строительство шло быстро, и к осени было уложено 250 верст пути от Челябинска. Все необходимые для строительства материалы были изготовлены в России. Рельсы поставляли Катав-Ивановский и Юрюзанский заводы, стрелки, скрепления и мосты - Златоуст и Сим. Иностранцы привезли на Южный Урал телеграфные и жезловые аппараты, другое железнодорожное оборудование. Материалы доставлялись в Челябинск и отсюда развозились по линии частью гужевым транспортом, а по мере укладки пути - специальными грузовыми поездами. В 1893 г. в соответствии с требованиями к станциям 4-го класса в Шумихе были построены необходимые путевые и станционные здания: вначале контора, затем вокзал, депо и дома служб. Цокольная часть построек была выложена бутовым камнем, найденным близ села Карандышево. Трудности возникли со строительным лесом, который приходилось подвозить из-под Уфы. Окрестности Шумихи обильно покрывали леса, состоящие большей частью из березы, годной исключительно на топливо и мелкие хозяйственные поделки. 3 августа 1893 г. управление по строительству Западно-Сибирской железной дороги назначило начальника станции Шумиха. Им стал Михаил Александрович Дионисьев - тридцати одного года, православного вероисповедания. Вскоре было укомплектовано все штатное расписание, состоящее из двух стрелочников (Н. П. Гусаров и И. Г. Григорьев) и сторожа (К. Г. Моченков). В сентябре, когда начали монтаж телеграфа, к работе приступил старший телеграфист К. П. Добринский. Первый пассажирский поезд прошел через Шумиху в июле 1893 г. 24 октября было открыто регулярное движение поездов от Челябинска до Кургана, 30 августа следующего, 1894 г., от Челябинска до Омска, а спустя два года вся Западно-Сибирская магистраль была передана в эксплуатацию. На дороге действовали общие для России пассажирские и товарные тарифы. Проезд от Челябинска до Шумихи стоил по тем временам недешево: в вагоне 2-го класса 3 рубля 45 копеек, 3-го класса - 1 рубль 80 коп. Плата за пуд багажа - 17 копеек. Бесплатным был проезд для ребенка в возрасте до 5 лет. Путешествие по дореволюционному Транссибу может показаться современному читателю утомительным. Вагоны 1-го класса еще не ходили. Скорый поезд № 2 Москва-Иркутск, следовавший раз в неделю по вторникам, прибывал в Шумиху в 7.20 утра, спустя четыре часа после отправления из Челябинска. Стоянка на станции была 15 минут, и еще 5 часов занимал путь от Шумихи до Кургана. В пути поезд делал остановки на станциях Чернявская, Чумляк, Шумиха, Мишкино, Юргамыш, Зырянка. Ежедневно через Шумиху следовало две пары поездов: почтово-пассажирский № 3/4 и товарно-пассажирский № 11/12, не считая грузовых. Станция отвечала требованиям 4-го класса: просторный вокзал, буфет, сберегательная касса. Отсюда можно было отправить письмо, телеграмму или багаж. Шумихинский буфет, в котором за умеренную плату можно было получить практически все, даже водку, в «Путеводителе по всей Сибири и среднеазиатским владениям России» характеризовался как «порядочный и оригинальный». По обоим концам стола стоят громадные чашки со щами или супом и два блюда жареного. Каждый наливает себе сколько нужно тарелок, и это считается за одну порцию, стоящую 30 копеек. Подобным же образом расплачиваетесь и за жареное. В самоварах и чайниках - кипяток, который, согласно станционным объявлениям, получается даром - пример, достойный подражания для всех русских железных дорог. Другие станции на линии Челябинск-Курган имели более низкий, 5-й класс, что однако никак не отражалось на качестве обслуживания пассажиров.
|
|
| |